Зачем Вам СМК и ИСО 9001:2015 или не очевидные выгоды внедрения СМК…

ISO9001     По сути, любая деятельность человека может рассматриваться как процесс. Если говорить о процессе в таком понимании, то фактически процессы существуют столько сколько существует человечество. Если говорить о природных процессах, то они существовали всегда.

      В наиболее простом случае процесс – это поток работы, переходящий от одного человека к другому, а для более сложных процессов – это поток работы, переходящий от одной организационной единицы к другой. Процессом является завершенная, с точки зрения содержания, временной и логической очередности, последовательность операций. Международные стандарты качества серии ISO 9000 дают определение процесса как деятельности, использующей ресурсы и управляемой с целью преобразования входов в выходы. При этом выход одного процесса часто образует вход другого (следующего), а сами процессы многочисленны и взаимосвязаны.

      Впервые о процессном подходе как отдельной области исследования заговорили еще в 1920-х годах. В одной из компаний, где сотрудники работали с документами, был проведен анализ эффективности работы. Было проанализировано насколько часто сидящие в одном большом помещении сотрудники пере-дают друг другу документы. Была составлена схема, отражающая размещение сотрудников в помещении и все возможные взаимодействия между ними. За небольшой промежуток времени была собрана статистика всех взаимодействий. По результатам анализа была проведена простая оптимизация: наиболее часто взаимодействующих между собой сотрудников посадили рядом друг с другом. В результате меньше времени тратилось на передачу документов. Это стало первым известным примером проведения описания и оптимизации процессов в бизнесе.

      Основоположниками процессного подхода в современном его представлении считаются В. Шухарт, Э. Деминг, Д. Джуран, разработки которых легли в основу концепции управления качеством, именно поэтому так часто процессный подход ассоциируется именно с управлением качеством. Необходимо отметить, что решение данной задачи стало возможным, прежде всего, благодаря бурному развитию статистических методов и информационных технологий.

      В 1924 году В. Шухарт предложил перейти от Тейлоровского индивидуального контроля конкретной детали, к контролю, который был направлен на стабильность производства. Т.е. отбраковка деталей из партии никак не могла улучить показатели производства, в то время, как контроль стабильности производства на каждом этапе позволял резко сократить количество бракованных деталей.

      Процессный подход в управлении предприятием в современном понимании заключается в том, что организация рассматривается как система взаимосвязанных и организованных процессов, где процесс – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, потребляющих ресурсы на входе, преобразующих внутри себя входы в выходы и направленных на создание результата, имеющего конкретную ценность для конечного потребителя (товары, услуги).

      С точки зрения осуществления деятельности компании бизнес-процесс – это связанный комплекс работ, реализуемый по заданным требованиям и обеспечивающий достижение нужного конечного результата.
Входящие и выходящие элементы могут быть материальными или нематериальными (требования к продукции, информация о характеристиках продукции, данные об измерении образцов). Выходящие элементы одного процесса могут быть входящими для другого (следующего), а сами процессы взаимосвязанными и многочисленными.

      Вся эта система представляет собой процесс, осуществление которого обеспечивает получение результата, позволяющего достичь целей организации. Цель компании в этом случае определяет содержание и форму процессов. Каждый процесс при этом имеет свою цель, которая является критерием эффективности данного процесса – насколько оптимально процесс ведет к ее достижению. Выполнение целей всех процессов приводит к достижению целей компании.
Следовательно, для того, чтобы компания достигла поставленных целей, требуется такая организация работы процессов, которая будет обеспечивать их взаимосвязанное выполнение, т.е. должна быть создана некая процессная структура, которая сформирована с учетом целей компании, которые должны быть сформулированы при разработке стратегии.

      Сегодня, в условиях возрастающей конкуренции и сложной экономической ситуации требуется минимизировать издержки при сохранении качества товаров и услуг, а для того, чтобы компания имела больше шансов на успех, качество выпускаемой продукции или оказываемых услуг должно не только не снижаться, но и наоборот, постоянно расти.

      Одним из ключевых факторов в достижении такого роста и является совершенствование деятельности компании путем внедрения системы менеджмента качества на основе процессного подхода. Эти принципы отражены в действующих международных стандартах серии MS ISO и межгосударственном стандарте «ГОСТ Р ИСО 9001-2015 Системы менеджмента качества. Требования.», который гласит: «Настоящий стандарт устанавливает требования к системе менеджмента качества в тех случаях, когда организация: a) нуждается в демонстрации своей способности всегда поставлять продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям; b) ставит своей целью повышение удовлетворенности потребителей посредством эффективного применения системы менеджмента качества, включая процессы постоянного ее улучшения, и обеспечение соответствия требованиям потребителей и соответствующим обязательным требованиям. Требования настоящего стандарта являются общими и предназначены для применения всеми организациями независимо от их вида, размера и поставляемой продукции».

© Павел Иванча

Комментарии закрыты.

Яндекс.Метрика